КОНЦЕПЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИХ И ПРИРОДНЫХ СИСТЕМ В МИРЕ И В РОССИИ

Подольский С.А. Концепция взаимодействия этнополитических и природных систем в мире и в России // Экосистемы: экология и динамика. 2018. Т. 2. № 1. С. 13-33 | Аннотация | PDF | Ссылка |

Неоднородность природных условий на нашей планете объективно обусловливает наличие разных народов и многообразие форм их самоорганизации – этнополитических систем. Для каждого крупного этнического образования (суперэтнос, культурно-исторический тип), связанного с конкретной географической территорией, присущ свой оптимальный набор политических режимов – «зона этнополитического комфорта». Она представляет определенное сочетание трех факторов: отношение к собственности, отношение к власти, отношение к этническому и природному окружению. Если построить по градациям этих признаков трехмерную систему координат, то в таком «этнополитическом пространстве» найдут свое место большинство политических систем любых народов.

Чтобы проиллюстрировать возможности предложенного метода, приведены примеры политических систем, соответствующих восьми экстремальным точкам данного условного пространства, шесть из которых имеют реальное содержание (фашизм, «Коминтерн», «береговое братство» пиратов Карибского моря, социал-дарвинизм, рыночная глобализация). Реальные «экстремальные» политические системы при всей несхожести имеют несколько общих черт. Они крайне неустойчивы, недолговечны, в большинстве своем кровавы и античеловечны. Две гипотетические точки имеют мистическое содержание («золотой век» (Эдем), «начало апокалипсиса» (приход к власти Антихриста)).

На исторической арене чаще действуют относительно умеренные общественные системы, удаленные от экстремальных границ условного этнополитического пространства. В истории каждого народа помимо полос неудач, революций и смут есть более или менее длительные периоды относительного благополучия. В разное время они связаны со сходными политическими системами. На основании краткого исторического анализа установлено, что для русского культурно-исторического типа оптимальные политические системы предполагают сильную, но ограниченную власть; четко выраженный, но неагрессивный патриотизм; достаточно индифферентное отношение к частной собственности. Для Западноевропейского суперэтноса можно выделить другие характерные признаки: децентрализованная, но достаточно эффективная власть, соответствующая традициям западных демократий; явное высокомерие по отношению к окружающим народам, порой граничащее с шовинизмом; максимально уважительное отношение к частной собственности.

Отступление от оптимальных показателей часто ввергает народы в пучины бедствий. Губительны попытки искусственно навязывать одному народу политическую систему, характерную для другого. Не менее опасны экстремальные отклонения любых факторов – они снижают политическую стабильность. Но наибольшую угрозу для устойчивости любой этнополитической системы представляет утрата народом объединяющей неутилитарной «высшей» идеи. Кроме перечисленных внутренних факторов нарушение и даже разрушение политических систем может быть вызвано внешними воздействиями: резкими изменениями среды обитания, которые обусловлены естественными природными или антропогенными процессами: изменениями притока солнечной радиации и других космических процессов, вулканических и тектонических процессов, климатическими изменениями, изменениями газового состава атмосферы, крупномасштабными нарушениями растительного и почвенного покрова и др.).

В современном мире быстро активизируются механизмы социально-экологической дестабилизации и разрушения разнообразия этносферы. Россия – одна из немногих стран, имеющих потенциальную возможность эффективно противостоять этим деструктивным процессам.

Ключевые слова: суперэтнос, культурно-исторический тип, среда обитания, естественные природные и антропогенные процессы, этнополитическая система.

DOI: 10.24411/2542-2006-2017-10002

Diversity of natural environments of our planet objectively determines existence of different nations and their self-organization forms, called ethno-political systems. Every big ethnical formation (super-ethnos, cultural-historical type), connected to specific geographical area, has its optimum set of political regimes, called ethno-political comfort zones. Every zone is a combination of three factors, such as attitude towards ownership, attitude towards authority, and attitude towards ethnical and natural environments. If we make a three-dimensional coordinate system according to these factors, then most of the political systems of every nation will find their places in the relative ethno-political space.

To illustrate the abilities of this method, we give some examples of political systems, which correspond to the 8 extreme points of the ethno-political space; 6 of them have an actual basis (fascism, Communism International, Brethren of the Coast of the Caribbean pirates, social Darwinism, market globalization). Real extreme political systems while being very different have some things in common. All of them are quite unstable and ephemeral, mostly murderous and antihuman. Two hypothetical points have a mystical basis (Golden Age or Eden, the beginning of Apocalypse when the Antichrist comes to power).

On the scene of history there are mostly relatively restrained social systems, distant from extreme boundaries of the relative ethno-political space. The history of every nation has more or less lasting period of relative prosperity, aside from failures, revolutions and distempers. At different times they are connected to similar political systems. In virtue of a short historical analysis it has been determined that for the Russian cultural-historical type the optimum political systems assume to have strong but limited leadership, definite but non-aggressive patriotism, quite an indifferent attitude to the private property. The Western European super-ethnos has other features: decentralized but quite effective leadership, matching the traditions of Western democracies, definite arrogance towards the other nations, sometimes close to chauvinism, maximal respect for the private property.

Deviation from the optimum indices usually leads to national disasters. The attempts to force a nation to follow a specific political system, which is more suitable for another nation, are deadly. Extreme deviations from the other indices are dangerous as well, because they lower political stability. But the biggest threat for every ethno-political system’s stability is a national loss of the unifying non-utilitarian supreme idea. Aside from the mentioned factors, the external influences can also provide disturbances and even destructions of political systems by the severe changes in the habitats, caused by the natural and anthropogenic processes, such as changes of the sun radiation inflow, space, volcanic and tectonic processes, climatic and atmosphere gas composition changes, large disturbance of vegetation and soil cover etc.

In the modern world the mechanics of social-economical destabilization and destruction of the ethnosphere diversity activates very quickly. Russia is one of the few countries, which have potential ability to effectively resist to these destructive processes.

Keywords: super-ethnos, cultural-historical type, environment, natural and anthropogenic processes, ethno-political system.

DOI: 10.24411/2542-2006-2017-10002

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.