ЗАДАЧИ И ЛАНДШАФТНО-БИОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ПРИРОДНОГО ПАРКА «УСТЬЯНСКИЙ» (СРЕДНЯЯ ТАЙГА АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ) ЧАСТЬ 2. ПРОСТРАНСТВЕННОЕ БИОРАЗНООБРАЗИЕ КЛАСТЕРА «НАУЧНЫЙ» УСТЬЯНСКОГО ПРИРОДНОГО ПАРКА

Эмблема Устьянской (Архангельской) учебно-научной станции географического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова. На эмблеме – изображение таежного вида линнеи северной (Linnea borealis) и большого кроншнепа (Numenius arquata) – самого крупного кулика фауны России. Популяция этого охраняемого вида многочисленна в субкластере «Заячерицкий» (авторы эмблемы – Л.Г. Емельянова, А.А. Емельянов и К.Б. Розенблат)

Емельянова Л.Г., Леонова Н.Б., Оботуров А.С. Задачи и ландшафтно-биологические предпосылки создания природного парка «Устьянский» (средняя тайга Архангельской области). Часть 2. Пространственное биоразнообразие кластера «Научный» Устьянского природного парка // Экосистемы: экология и динамика. 2020. Т. 4. № 1. С. 170-194.  | Аннотация | PDF | Ссылка |

Приведены результаты исследования флоры и фауны кластера «Научный» проектируемого на юге Архангельской области природного парка «Устьянский». Территория кластера расположена в двух среднетаежных ландшафтах междуречья Ваги и Северной Двины, что послужило основанием для выделения двух субкластеров – Заячерицкого и Кокшеньгского. Первый дает представление о биоте моренной полого-увалистой равнины, второй – о биоте долинных экосистем крупной северной реки Кокшеньги. Приведены данные о популяциях охраняемых видов растений и животных. Флора, терио- и орнитофауна, пространственная организация биоты кластера хорошо изучены, что может служить базисом как для организации экологических образовательных программ разного уровня, так и для организации особо охраняемых природных территорий.

Ключевые слова: средняя тайга, Европейская часть России, Устьянский природный парк, кластер «Научный», флора, териофауна, орнитофауна, редкие виды.

DOI: 10.24411/2542-2006-2020-10056

 

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.